Пoслe выпускa успeшныx кинoкaмeр Varicam для сугубo прoфeссиoнaльныx кинoстудий, кoмпaния Panasonic рeшилa oсвoить и бoлee мaссoвую нишу. Panasonic EVA1 пoпaдaeт в рaзряд сaмыx дoступныx прoфeссиoнaльныx кинoкaмeр. Дaвaйтe срaзу oзвучим примeрную цeну: 500 тысяч рублeй. Oбъeктив и микрoфoн-пушкa в кoмплeкт нe вxoдят, нo вxoдит элeктрoнный видoискaтeль, съeмнaя ручкa свeрxу, съeмнaя ручкa с прoвoдным пультoм упрaвлeния сбoку, бaтaрeя aккумулятoрa, зaрядкa. Этo пoзвoляeт срaзу жe, чтo нaзывaeтся «из кoрoбки», приступить к рaбoтe с кaмeрoй. Мы имeннo тaк и сдeлaли: извлeкли кaмeру из упaкoвки и срaзу сняли пaру oсмыслeнныx рoликoв, o кoтoрыx пoгoвoрим чуть ниже. А пока давайте познакомимся с новинкой в общих чертах.
В камере есть много чего необычного. Размер сенсора Super 35 делает важный шаг вперед от компактных и массовых решений, типа GH5 или DVX200, в сторону самой совершенной съемочной киноаппаратуры. При этом сохранены полезные наработки Panasonic для сценариев run-n-gun и съемки кино с рук, такие как, например, встроенный стабилизатор EIS. По причине большого размера сенсора в камере использован байонет EF — причем активный, с управлением автофокусом и диафрагмой. На рынке, кажется, больше всего объективов именно под этот байонет, от самых простых и легких моделей фотофиксов и зумов EF-S, в том числе с оптической стабилизацией, до самых дорогих и совершенных кинообъективов разных производителей. Мы попробовали снимать и с фотообъективами, и с кинооптикой. Проблем никаких, камера полностью совместима с любыми объективами EF/EF-S и корректно управляет их диафрагмой и фокусом. Через переходник можно поставить объективы PL. Объективы Micro 4/3″ официально не поддерживаются, это связано с невозможностью получить более короткий рабочий отрезок (расстояние между фланцем и сенсором) и с тем, что кадр Super 35 существенно превышает кадр MFT. Впрочем, в камере есть интересный режим 4/3 Crop, который может быть использован для съемки с переменной скоростью, до 240 кадров в секунду! С площади кадра Super 35 частота составляет до 60 к/c в режиме 4K DCI / UHD и до 120 к/c в режиме 2K DCI / Full HD.
Всегда интересно, что заявляют официальные лица, каким они видят свой продукт. Митч Гросс (Mitch Gross), представитель Panasonic, поясняет: «С самого первого анонса в июне 2017 года EVA1 вызвала огромный интерес. Это первая компактная ручная камера Super 35, которая восполнила промежуток между небольшими камерами, такими как GH5 и DVX200, и нашей флагманской линейкой кинокамер VariCam. Сенсор EVA1 — это новая разработка. Разрешение 5,7K почти вдвое превышает 4K-сенсоры, что дает картинку кристальной четкости и обеспечивает богатые цвета при записи на камеру в режиме 4K. EVA1 также унаследовала от линейки VariCam уникальную технологию Dual Native ISO, позволяющую снимать при ярком солнце и ночные сцены без компромиссов по качеству картинки. А динамический диапазон 14 стопов дает множество деталей в светах и тенях».
Российская премьера камеры состоялась на NATExpo 2017, где мы записали интервью с Александром Железняковым, инженером Panasonic:
Таким образом, кинокамера Panasonic EVA1 нацелена на профессиональный рынок и подойдет для тех, кому требуется кинокартинка с сенсора Super 35, но при намного более демократичном бюджете на камеру, носители и обвес, чем в случае VariCam. Проще говоря, производитель использовал весь свой опыт при создании VariCam и сделал кинокамеру, облегченную по весу и габаритам, но практически не уступающую по возможностям. EVA1 хорошо подходит для съемок документальных фильмов, рекламы и музыкальных клипов. А если поставить зум-объектив, то камера легко решает и любые задачи всех младших моделей: съемка событий, корпоративное видео и телевещание. Для этого тут хороший комплект функций «прямо из коробки»: автофокус, автодиафрагма, серые фильтры, стабилизатор, XLR-входы для звука, два слота для карт памяти, батарея на несколько часов непрерывной съемки. То есть это не кирпичик, хорошо снимающий постановочные сцены (с пятого дубля), но больше вообще ничего не умеющий. Это полноценный профессиональный инструмент с универсальными возможностями, позволяющими найти камере множество применений.
На старте продаж камера снимает на SDXC-носители в 10 бит 4:2:2 c битрейтом 150 Мбит/c, чего с лихвой хватит для обработки в финальный формат Full HD, но в случае 4K нужен более высокий битрейт данных и другие форматы. В самой ближайшей прошивке планируется поддержка 400 Мбит/c All-Intra и поддержка записи RAW на внешний рекордер, подключаемый по 6G SDI. Решение использовать открытый формат сырых данных, в отличие от прямых конкурентов, сразу обеспечивает разнообразные преимущества и поддержку в большом количестве программ. Так, можно воспользоваться бесплатным ПО нашей собственной разработки Fast CinemaDNG с мощными возможностями по обработке сырых данных 4K в реальном времени на GPU, с высококачественным дебайером, с калибровкой камеры по цветам, коррекции геометрии объектива, управляемым качественным шумодавом на вейвлетах, а также с последующим сохранением в любой удобный формат для монтажа и грейдинга, например в ProRes 4444 (или даже в облеченный сырой формат со сжатием 3:1, после обработки сырых данных шумодавом). Это резко снизит требования к мощности рабочей станции, которые предъявляют для обработки сырых данных традиционные программы (Resolve требует минимум 2 процессора Xeon для обработки 4K). Кстати, если рабочий процесс требует прокси-файлов для максимально оперативного монтажа или защиты ценных оригиналов от копирования, то для этой цели можно использовать запись на внутренние носители на SD в MP4, а оригинал писать на внешний рекордер, в RAW или ProRes.
Небольшой вес камеры (1,2 кг без всего) позволяет использовать для съемки подвесы и крупные квадрокоптеры. В сочетании с хорошей базовой комплектацией это также позволяет использовать камеру для любых целей.
В камере есть оптические нейтральные фильтры, что очень пригодится при съемке на ярком свету. Внутренние фильтры позволяют не тратиться на отдельные оптические фильтры с креплением на компендиум. В каких-то задачах можно вообще обойтись современным фотозумом с блендой и положиться на автофокус камеры.
Одна из уникальных возможностей Panasonic EVA1 — отключаемый инфракрасный светофильтр. Обычно он жестко закреплен перед сенсором и служит для исключения перегрузки от невидимого излучения. Без ИК-светофильтра существенно повышается чувствительность сенсора, но спектр становится немного странным. Функция может найти свое применение для художественных эффектов при съемке в ночное время; в нормальных ситуациях фильтр должен быть включен. Кстати, ИК-фильтр перед сенсором очень качественный: мы не заметили ни намека на окрас в коричневые тона синтетических материалов, с которыми были проблемы у ряда других камер. Видимые источники света в кадре также не имели проблем с перегрузкой красного канала из-за ИК-излучения.
Встроенный стабилизатор здесь только программный, он использует сенсор 5,7K как основу и немного кропит кадр (1,15x), оставляя итоговое разрешение не менее 4K. Но никто не мешает использовать объективы с аппаратной стабилизацией — найти их под байонет EF не проблема. Также можно использовать различные гимблы с активной аппаратной стабилизацией. Или можно все делать на постобработке, особенно если финальный формат предполагается Full HD.
Технические характеристики Panasonic EVA1
Вес
1,2 кг (только камера, исключая аксессуары)
2,05 кг (включая ручку, ЖК-экран, держатель микрофона, батарейку)
Габариты
135×133×170 мм (исключая выступы)
Сенсор
Super 35 мм, MOS
Пикселей
всего — 6340×3232
используемых — 5720×3016
Байонет объектива
EF
ISO
Dual native ISO, 200 — 25 600
Normal/High, от −12 дБ до 26 дБ (с шагом 2 дБ)
Оптический фильтр
встроенный ND-фильтр, 4 положения (1,8, 1,2, 0,6, выкл.)
ИК-фильтр
отключаемый
Цветовая температура
ATW, AWB, 2000 — 15000 K, тинт от −10 до +10
Затвор
3°—357° (шаг 0,5°)
1/24,1 — 1/8000 с (23,98p)
Носитель SD
2 слота: SDHC (4 — 32 ГБ) + SDXC (32 — 128 ГБ) UHS-I/UHS-II, UHS Speed Class 3, video Speed Class V90
Разрешение при записи на SD
4096×2160 (4K), 3840×2160 (UHD), 2048×1080 (2K), 1920×1080 (FHD), 1280×720 (HD)
Максимальная частота кадров
4K/UHD: 59,94/50 к/c
2K/HD: 120/100 к/c
2K-кроп: 240/200 к/c
Формат записи
MOV: 4:2:0 (8 bits) 420LongGOP 150M/420LongGOP 100M/420LongGOP 50M
MOV: 4:2:2 (10 bits) 422LongGOP 150M/422LongGOP 100M/422LongGOP 50M
AVCHD: PS/PH/HA/PM
Запись со звуком
4096×2160 59,94p, 50p, 29,97p, 25p, 24p, 23,98p
3840×2160 59,94p, 50p, 29,97p, 25p, 23,98p
2048×1080 59,94p, 50p, 29,97p, 25p, 24p, 23,98p
1920×1080 59,94p, 50p, 29,97p, 25p, 23,98p, 59,94i, 50i
1280×720 59,94p, 50p
Продолжительность записи на носитель 64 ГБ
4096×2160/420LongGOP 150M/59,94p, 50p — 55 минут
2048×1080/420LongGOP 100M/59,94p, 50p — 1 час 20 минут
1920×1080/420LongGOP 50M/29,97p, 25p, 23,98p — 2 часа 20 минут
Работа 2 слотов для карт
последовательная, параллельная
Спец. функция
предварительная запись
Битность
MOV: 4:2:2 (10 bits)/4:2:0 (8 bits)
AVCHD: 4:2:0 (8 bits)
Сжатие
H.264/MPEG-4 AVC High Profile
Звук
MOV: 48 кГц/24 бит, 2 канала
AVCHD: 48 кГц/16 бит, 2 канала
Формат звука
MOV: LPCM
AVCHD: Dolby Audio
Выход SDI
BNC 4K (6G), HD (3G/1.5G): 0,8 ВP-P, 75 Ом
SDI remote control support
Формат вывода (4:2:2 10 бит):
- 4096×2160/3840×2160: 29,97p, 25p, 24p, 23,98p
- 1920×1080: 59,94p, 50p, 59,94i, 50i, 29,97p, 29,97fps, 25p, 25fps, 24p, 24fps, 23,98p, 23,98fps
- 1280×720: 59,94p, 50p
Выход HDMI
HDMI type A
HDMI remote control support
Формат вывода (4:2:2 10 бит):
- 4096×2160/3840×2160: 59,94p, 50p, 29,97p, 25p, 24p, 23,98p
- 1920×1080: 59,94p, 50p, 59,94i, 50i, 29,97p, 25p, 24p, 23,98p
- 1280×720: 59,94p, 50p
- 720×480: 59,94p
- 720×576: 50p
Встроенный микрофон
стерео
Входы
2×XLR, линейный/микрофонный
ЖК-экран
сенсорный, 3,5″, 1,15 млн точек, съемный
SDI
1×BNC, 3G/1.5G, HD SDI, SD SDI
формат: 1080/59,94p максимум
HDMI
полноразмерный
форматы:
- 2160/59,94p/50,00p/29,97p/25,00p/24,00p/23,98p
- 1080/59,94p/50,00p/29,97p/25,00p/24,00p/23,98p/59,94i/50,00i
- 720/59,94p/50,00p, 480/59,94p, 576/50,00p
Встроенный микрофон
стерео
XLR-входы
2
Выход на наушники
миниджек 3,5 мм
Встроенные динамики
20 мм
Разъем ДУ
2,5 мм
Таймкод
BNC × 1, может быть использован для входа и выхода
USB 2.0 Host
для подключения Wi-Fi-модуля, управление камерой с iPad
Отметим в камере три вида баланса белого. ATW — это автоматический баланс, отслеживаемый постоянно, отсюда буква T в названии («трекинг»). Ручной баланс белого AWB автоматически выставляется камерой по белой или серой карте и запоминается. Таким образом, AWB — это ручной баланс в терминах фототехники. А ручным балансом в терминах камеры называют выставление вручную температуры в кельвинах и цветового сдвига (тинта) в градусах. По умолчанию AWB по непонятной причине заблокирован, камера пишет «Invalid» — нужно заходить в меню и разблокировать его вручную. После этого все работает нормально. Мы снимали ролик номер 1 в режиме AWB, а ролик номер 2 — в режиме ручного выставления температуры в кельвинах. Режим ATW нужен только в сценариях run-n-gun, которых у нас не было.
Электронного видоискателя, как в вещательных камерах, здесь нет, только ЖК-экранчик. Дело в том, что для съемки кино в 4K плохой видоискатель не подходит, а хороший слишком удорожает камеру, увеличивает вес и разряжает батарею. Было решено, что у камеры в комплекте будет только экран. Причем его тоже можно либо снять совсем (и использовать рекордер Atomos для мониторинга), либо переставить туда, где работать с ним будет комфортнее. Кстати, если есть второй монитор, на штатный экранчик можно вывести только текущие режимы, крупно.
Сенсорная поверхность экрана обеспечивает лишь среднюю эргономику при работе — нам было гораздо быстрее и надежнее перемещаться по меню с помощью колеса и кнопки «Назад». Меню достаточно непростое для понимания, но в профессиональной технике это, скорее, является нормой. Обязательно необходимо чтение руководства, хотя бы один раз. Также необходимы предварительные пробы всех режимов на тестовых сценах, чтобы возникло более глубокое понимание всех возможностей. Какие ISO лучше ставить для данной сцены? Нужно ли включать шумодав и какое значение выбрать? Какая гамма? Нужна ли цветокоррекция средствами камеры или лучше это делать на посте?
Очень важна невысокая цена носителей SDXC и их широкая доступность. Для записи в режимах 4K и UHD потребуется карточка Class 10 UHS Speed Class 3. А для максимального битрейта 400 Мбит/с нужны карточки Video Speed Class V90, например производства Panasonic. Но даже цена самых дорогих SDXC в разы ниже стоимости SSD и C-Fast2.0.
Режимы записи камеры
Размер
Кадров в секунду
Битрейт
Кодек
Формат
4K/UHD
4096×2160
29,97p/25,00p/24p/23,98p
400 Мбит/c
All-Intra
4:2:2 10 бит MOV
3840×2160
29,97p/25,00p/23,98p
4096×2160
29,97p/25,00p/24p/23,98p
150 Мбит/c
LongGOP
3840×2160
29,97p/25,00p/23,98p
4096×2160
59,94p/50,00p
150 Мбит/c
LongGOP
4:2:0 8 бит MOV
3840×2160
59,94p/50,00p
4096×2160
29,97p/25,00p/24p/23,98p
100 Мбит/c
LongGOP
3840×2160
29,97p/25,00p/23,98p
2K/FHD
2048×1080
59,94p/50,00p
200 Мбит/c
All-Intra
4:2:2 10 бит MOV
1920×1080
29,97p/25,00p/24p/23,98p
2048×1080
59,94p/50,00p
100 Мбит/c
LongGOP
1920×1080
59,94p/50,00p
2048×1080
29,97p/25,00p/24p/23,98p
50 Мбит/c
LongGOP
1920×1080
29,97p/25,00p/23,98p
2048×1080
59,94p/50,00p
100 Мбит/c
LongGOP
4:2:0 8 бит MOV
1920×1080
59,94p/50,00p
2048×1080
29,97p/25,00p/24p/23,98p
50 Мбит/c
LongGOP
1920×1080
29,97p/25,00p/23,98p
Как видно из таблицы, при записи на внутренний носитель формат 4:2:2 10 бит для 4К возможен вплоть до 30 к/c. А скоростная съемка 60 к/c у камеры появляется в режиме 4:2:0 8 бит. При этом с 4K HDMI-выхода можно вывести 60 к/c 4:2:2 10 бит, а с SDI-выхода можно писать в формат RAW на внешний рекордер в разрешении 5,7K.
Формат All-Intra хранит каждый кадр отдельно, без интерполяции по времени. Он требует более высокого битрейта, но и лучше подходит для монтажа — меньше вычислительная нагрузка, легче монтировать. LongGOP более экономно расходует битрейт и дает приблизительно такое же качество сжатия, но позволяет сэкономить место на носителе, если нужно снимать длительное время.
Мы были сильно ограничены во времени на тестирование камеры, поэтому решили устроить «проверку боем». Можно ли снять что-то осмысленное за пару дней? Да, вполне! Для тестирования камеры мы сняли с одного дубля осмысленный жанровый ролик, который по сюжету ближе к вещательному формату. Тем не менее, кинокартинка делает ролик очень привлекательным! Во-первых, объект интереса оказывается выгодно оторван от фона. Во-вторых, смена крупности сильно идет на пользу восприятию. Единственное, что здесь нельзя было применить из инструментов кинематографа, это игра света и теней. Если создать полумрак и подсветить только одну сторону объекта, для придания рельефа, мы получим резкие тени от объектов. Поэтому данный прием нами будет использован во втором ролике при съемках в условиях пониженной освещенности (low light).
Мы изучили имеющиеся в камере режимы съемки на внутренний носитель. У нас есть логарифмический профиль V-Log, два пресета с запасом по ДД, два пресета с гаммой Rec.709 и, наконец, пресет с расширенным цветовым охватом V-Gamut.
Зачем нужны все эти съемочные режимы? V-Log является для камеры основным во всех задачах, связанных с кинематографом. В этом режиме достигается ДД 14 стопов и можно применить стандартный LUT V-Log → Rec. 709 камер Panasonic VariCam. Однако если в съемочной сцене вам не нужны 14 стопов, то пока запись ведется с ограниченным битрейтом и ограниченной разрядностью 10 бит, чуть лучшие результаты можно получить, если использовать максимальную разрядность данных под хранение светов и теней.
Можно использовать от 70% до 90% (или единиц IRE) в режимах Scene1 и Scene2, с небольшим запасом по ДД. Как мы выяснили, режимы Scene3 и Scene4 не очень подходят для постобработки и сделаны, скорее всего, для возможности прямого вещания с камеры.
Мы использовали запись на внутренний носитель в 4:2:2 10 бит, с битрейтом 150 Мбит/с. Выбран наиболее подходящий режим Scene2 с гаммой V-504580L1, который позволил снять все планы без крэша теней и светов, максимально используя имеющиеся 10 бит. То есть в типичном случае вся информация находится в диапазоне от 5 до 90 IRE. Если бы мы снимали в V-Log, то информация располагалась бы от 20 до 60 IRE, что тоже обеспечивает запас по отношению к финальным 8 бит.
RGB Parade 10 бит исходника Scene2
RGB Parade финального результата 8 бит Rec.709
На пост-обработке мы просто дотянули точку черного и белого и немного провалили тени, чтобы уверенно перейти в итоговое пространство Rec.709. В тенях не было никакой значимой информации для зрителя, поэтому их можно отдельно утянуть в сторону нуля для получения хорошего контраста. Полученный результат очень неплох для готовой картинки с камеры! При желании можно сделать и тонирование или же вторичную цветокоррекцию по маске. Формат записи 4:2:2 10 бит позволяет уверенно работать в продвинутых средствах цветокоррекции, таких как Davinci Resolve. Динамические маски прекрасно захватывают выбранные диапазоны тонов. Какие-либо артефакты постеризации (бандинга) отсутствуют. Но в нашем случае мы показываем картинку, максимально приближенную к камере, чтобы зритель мог оценить именно возможности камеры, а не творческий вкус колориста.
Исходник 10 бит 4:2:2 Scene2
Финальный результат 8 бит гамма Rec.709
Показывать плоскую логарифмическую картинку 10 бит в пространстве 8 бит довольно бессмысленно и технически некорректно — это будет просто неконтрастное изображение с блеклыми цветами, так как мы не видим дополнительных бит. Правильно смотреть именно на итоговый результат, в нашем случае 8 бит Rec.709.
Кстати! При съемке в V-Log камера, естественно, позволяет вывести на ЖК-экран и на внешние выходы SDI и HDMI готовое изображение в Rec.709. Единственное, что на текущий момент не реализовано, это поддержка пользовательских LUT, как у VariCam. Эта возможность ожидается в следующих прошивках.
Внутри камеры имеется возможность включить небольшой blur для крупных планов со скинтоном, что обычно делается на посте. Также в камере доступна цветокоррекция по 12 лучам вектороскопа. Это удобная возможность подтянуть Hue в сторону скинтона, позволяющая убрать с рук и лица покраснения и пожелтения прямо на этапе съемки, еще до обработок по маске.
Конечно, все зависит от жанра съемки и от стоящих перед автором задач. Если вы не ограничены временны́ми и финансовыми рамками, то самый правильный путь — съемка сырого материала в RAW с последующим грейдингом на мощной рабочей станции и на профессиональном контрольном мониторе. Но возможность получения готовой качественной картинки без приложения таких усилий — это безусловный плюс камеры.
Мы использовали для съемок кинообъектив CN-E 50mm T1.3 L. Поскольку камера позволяет снимать и любыми другими EF-объективами, мы попробовали фотооптику, фикс и зум. Результат получается довольно близкий, но кинообъектив предпочтительнее по резкости, цвету и светосиле.
Можно особенно не переживать, что у вашего объектива нет диафрагмы T1,3, а, предположим, только F2,0. В большинстве случаев все равно придется закрывать дырку до F3,0-F5,6. По многочисленным тестам объективов в интернете, максимум резкости оптики обычно приходится на диапазон F5,6—F11. Съемка с открытой дыркой в последнее время происходит не от хорошей жизни, а вследствие плохих условий освещенности или от «слепого» сенсора камеры. Предположим, базовое ISO всего 200, а при попытке его поднять часто получается технический брак. И тут есть две хорошие новости: у EVA1 два базовых аппаратных уровня ISO, 800 и 2500. Оба режима имеют свою аппаратную часть, меняется напряжение на сенсоре и схема усиления до АЦП.
Съемка велась со штатива и с рук. Камера позволила реализовать все, что задумывалось. Сцена освещалась профессиональными светодиодными источниками с температурой 5000 К. Калибровка баланса белого производилась вручную до съемки. У действующего лица в кадре довольно светлый европейский оттенок кожи. Скинтона передаются достаточно натурально. Мы намеренно выбрали пресет Scene2 с пониженной насыщенностью, чтобы получить более ровные градиенты. У остальных пресетов камеры насыщенность существенно выше.
При съемке с рук мы пробовали включать и отключать стабилизацию EIN. Функция работает весьма эффективно, стабилизируя картинку только по вертикали и по горизонтали. Таким образом убирается мелкая дрожь, а плавным движениям камеры это не мешает. При включении возникает небольшой кроп, который дает укрупнение 1,15x, но потери разрешения при съемке в 4K не чувствуется, так как сенсор имеет разрешение 5,7K. Если заниматься стабилизацией на постобработке, то все равно будет и кроп, и небольшая потеря разрешения, поэтому внутрикамерный стабилизатор именно в EVA1 имеет большой смысл.
В парочке «ночных сцен» в данном ролике, когда блюдо ставится в духовку, мы на миг поймали блик на блюде — ДД приблизился к максимальному для Scene2. Однако это не вызвало проблем с выбитыми каналами, камера очень корректно передает блики и видимые источники в кадре. При съемке темных сцен помогает включение в камере внутреннего шумодава. Имеется две степени подавления, причем максимальная работает корректно, не портит детали в Y (luma)-канале, в основном давит шум в цветоразностных.
Съемка камерой с рук позволяет быстро поймать нужный ракурс в тех случаях, когда второй дубль невозможен. Камера довольно легкая, ею без проблем можно снимать с рук или с подвеса — особенно если поставить не кинооптику с корпусом из металла, а какой-нибудь пластиковый фотофикс.
В ролике мы применили уловку для последующего монтажа по крупности без рывков: в заключительной части сцена снята дважды, с разными планами. В финальном ролике возникает ощущение, что съемка велась двумя камерами EVA1 — настолько бесшовно получилось склеить планы. Это частый прием в кинематографе, особенно популярный раньше, когда камеры были очень дорогими: сцена снимается несколько раз, с нескольких дублей, зачастую даже в разные дни. (Впоследствии это часто приводит к «киноляпам», то есть грубому несоответствию каких-то деталей друг другу после склейки.) Подводя итог, сейчас между кинематографом и вещанием очень мало различий. Приемы и преимущества из одной сферы обязательно перенимаются в другой. То же самое происходит и в съемочной технике. Если бы в кино или приближенных к нему жанрах все можно было сделать с одного дубля и сразу получить финальный результат (еще на съемочной площадке, без утомительной возни с проявкой и грейдингом), именно так бы все в идеале и поступали — заморочки и специальные техпроцессы возникают не от хорошей жизни. Камера Panasonic EVA1 берет лучшее от кино и от вещания и приближает нас именно к такому техпроцессу, когда часть технических проблем можно переложить на камеру и сократить тем самым время на достижение результата, а значит, получить конкурентные преимущества и повысить доход от съемок. Если это не коммерческая деятельность, а документальная съемка, то камера сэкономит время и позволит больше внимания уделить творческим аспектам кинематографии.
Перейдем к съемке в условиях пониженной освещенности сцены. Мы использовали классический средний план со свечами. Основной вывод, который можно сделать из этого ролика: EVA1 дает высокий профессиональный результат в лоулайт!
Вывод номер два: никогда не используйте предельные значения диафрагмы у объектива. Нормальная картинка в нашем случае получается где-то с T2,0-T3,0. Мы приводим пары картинок V-Log vs. Rec.709. То, что картинка в теплых тонах, так и задумано — лучше передает атмосферу освещения при свечах.
На T5,6 получается шикарный результат! И именно ради этого нам нужны высокие ISO — чтобы прикрыть дырку и не снимать технический брак на открытой диафрагме. При съемке в ISO 800 света явно не хватает, даже со светосильной кинооптикой.
Переключение в ISO 2500 сразу же дает нам то, что нужно. Кстати, в камере имеется 3 режима чувствительности. 800 Base ISO: переменные значения от 200 до 2000. 2500 Base ISO: переменные значения от 1000 до 25600. Самые экстремальные значения могут пригодиться только для каких-то технических съемок, не для кинематографа. А вот все, что до ISO 5000, очень даже применимо на практике. Лишний шум в полутенях при желании можно убрать шумодавом камеры или на посте.
Далее мы протестировали в таких экстремальных условиях Scene1—Scene5:
Понятно, что видеорежимы совершенно не годятся для лоулайта. А вот Scene2 порадовала ровными градиентами. Единственное замечание: при T1,3 приемлемая резкость не достигается даже в зоне фокуса. Как мы уже отмечали, лучше избегать предельных значений диафрагмы, если только для этого нет разумного обоснования.
Выводы
Мы испытали камеру Panasonic EVA1 в осмысленных сценариях использования, максимально приближенных к реальности. К сожалению, начало зимы в Москве не является удачным временем для натурной съемки, поэтому мы обошлись съемкой в помещении.
Камера Panasonic EVA1 проявила себя отлично. Чем больше мы ею снимали, чем больше изучали ее возможности, тем больше она нам нравилась. Опытному оператору для привыкания достаточно будет пары съемочных смен. Это действительно легкая и компактная ручная кинокамера, которой удобно снимать в любых применениях: со штатива, с рук, с плеча, с подвеса. Немаловажно, что в камере используется сенсор Super 35 разрешения 5,7К с итоговой записью в 4К/UHD на носители SDXC.
Еще более интересной камеру делает возможность съемки на внешний рекордер в форматы 10 бит 4:2:2 и даже в RAW 5,7K. Поддержка Atomos Inferno появится в прошивке со дня на день. Когда съемка в сырой формат будет доступна, мы попробуем еще раз снять что-то интересное и вытащить максимум качества, чтобы оценить весь потенциал сенсора, без встроенной обработки.
В целом камера претендует на «народность», так как прямо из коробки готова к работе, не требуя обязательной покупки обвеса. Она имеет активный EF-байонет, что позволяет использовать любые объективы на рынке, включая автофокусные и с оптической стабилизацией. Мы опробовали несколько фотообъективов, зумы и фиксы EF и EF-S, и никаких проблем не встретили. Также существуют переходники на B4 (x2) и PL mount сторонних производителей (MTF, Wooden Camera). Существуют электронные видоискатели и всевозможные аксессуары для съемки с плеча, с возможностью установки follow focus. В общем, камера довольно легко обвешивается. Единственный неприятный момент: штатный ЖК-экранчик имеет свой проприетарный разъем. В камере есть два режима ассистента фокусника, один обычный контурный, а второй свой интересный, в виде квадратиков разного размера. Нужно обязательно отметить и внутренние оптические ND-фильтры, и ИК-фильтр перед сенсором. Стоит сказать и про эффективно работающий встроенный стабилизатор без потери резкости картинки и про шумодав. Очень полезная функция Dual Native ISO, 800/2500.
В общем, разработчики по максимуму нафаршировали камеру всякими приятными функциями, значительно расширяющими технический арсенал при съемке. Можно уже не думать о несовершенстве съемочной техники, а заниматься более интересными творческими вещами, гарантированно получая с камеры качественную кинокартинку. Но самое приятное, что технологии из старших дорогих камер Panasonic VariCam теперь доступны по цене, в разы более низкой. Стоимость Panasonic EVA1 оказывается около 500 тысяч рублей в стандартной комплектации, позволяющей сразу же приступить к работе, а впоследствии легко нарастить базовые возможности. Также камеру в скором времени можно будет опробовать по разумной цене в рентал-сервисах.
Камера Panasonic EVA1 предоставлена на тест российским представительством broadcast.panasonic.ru