"Укрзaлизныця" имeeт рeсурс и вoзмoжнoсти нe пoвышaть грузoвыe жeлeзнoдoрoжныe тaрифы в 2017 гoду. Oб этoм говорится в письме президента Американской торговой палаты Андрея Гундера на имя министра инфраструктуры Владимира Омеляна.
В частности, А.Гундер обратил внимание министра, что согласно приказу министерства № 782 от 8 октября 2013 года тарифы подлежат пересмотру в случае если уровень доходов от обычной деятельности не обеспечивает возмещение текущих расходов железных дорог, или же если у них не хватает средств на осуществление капитальных инвестиций, необходимых для финансирования инвестиционной программы.
А.Гундер отмечает, что первое условие, характеризуется показателем прибыли до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации (EBITDA), который должен иметь плановое значение +17,5 млрд грн. без учета индексации тарифа, что свидетельствует о способности "Укрзализныци" финансировать операционную деятельность в 2017 году .
"Что касается второго условия, хотели бы обратить Ваше внимание на запланированный объем "капитальных инвестиций" 22,7 млрд грн., что на 15,8 млрд грн. больше факта 2016 года. По отчетным данным за 5 мес. 2017 года на капитальные инвестиции было направлено 2 млрд грн. (9% от годового запланированного бюджета). Отдельно следует отметить, что на начало года на счетах "УЗ" было около 7 млрд грн., чего было достаточно для финансирования 44% инвестиций, которые Кабинет министров Украины позволил осуществить "УЗ" без согласования финплана. Учитывая фактические данные использования инвестиций в предыдущие годы, запланированный объем инвестиций невозможно освоить эффективно", – отметил он.
По мнению экспертов компаний-членов Американской торговой палаты, перед любым повышением железнодорожных тарифов "Укрзализныця" должна показать результат от предыдущего повышения, в частности в разрезе ситуации с распределением вагонов, их оборотом, скоростью доставки и сохранностью груза. А.Гундер также выразил уверенность, что следующим шагом должна стать разработка четкого плана по дальнейшему улучшению ситуации с восстановлением/ремонтом вагонного и локомотивного парка "УЗ", скоростью отправок грузов железнодорожным транспортом, наличием топлива, инвестициями в обновление подвижного состава "УЗ" и т.д. с четкими сроками и метриками.
"Исходя из вышесказанного, эксперты компаний-членов палаты обращаются к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, с просьбой не поддерживать повышение тарифа на грузовые железнодорожные перевозки, так как такое повышение является преждевременным и экономически необоснованным, и соответственно доработать проект консолидированного финансового плана "УЗ" на 2017 год", – говорится в письме.
В свою очередь исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Галина Деревянко подчеркивает, что повышение грузовых железнодорожных тарифов на 22,5% может иметь негативное влияние на отдельные отрасли украинской экономики, в том числе на средне- и долгосрочную конкурентоспособность промышленности и агропромышленного комплекса Украины.
В связи с этим компании-члены комитета Европейской бизнес-ассоциации считают необходимым провести более тщательный анализ влияния повышения тарифов на экономику Украины и сравнить с эффектом от привлечения необходимого объема поступлений в "Укрзализныцю". Также они считают необходимым проработать альтернативные источники финансирования "Укрзализныци".
Кроме того, компании-члены комитета Европейской бизнес-ассоциации заявили о необходимости провести анализ возможных негативных последствий для "Укрзализныци" вследствие падения объема перевозок в случае повышения тарифов из-за перехода грузовладельцев на автомобильный и речной транспорт.
Как сообщалось, ранее промышленных ассоциаций обратились к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой поручить "Укрзализныце" воздержаться от повышения грузовых ж/д тарифов до конца текущего года.
В письме, подписи под которым поставили руководители Федерации металлургов Украины, ОП "Укрметаллургпром", ассоциации производителей ферросплавов "УкрФа", ассоциаций "Укрцемент" и "Укрстекло", подчеркивалось, что для повышения грузовых ж/д тарифов сегодня нет никаких экономических обоснований.
Напомним, тарифный комитет Мининфраструктуры на заседании 31 августа 2017 года согласовал повышение тарифов на ж/д грузоперевозки внутри страны на 22,5%, с 1 октября 2017 года. 13 сентября на своем заседании Кабинет министров одобрил финансовый "Укрзализныци" с индексацией тарифов на грузоперевозки во внутреннем сообщении.
МинПром