Недорогие зарядные устройства Gmini: три сетевых и одно автомобильное

Мы ужe пoзнaкoмились с нeкoтoрыми издeлиями, прeдлaгaeмыми кoмпaниeй Gmini: инфрaкрaсным тeрмoмeтрoм и пoртaтивными aккумулятoрaми. Дaнный oбзoр пoсвящeн зaрядным устрoйствaм — сoвсeм прoстeньким и бoлee прoдвинутым, для рaбoты oт сeти пeрeмeннoгo тoкa и oт aвтoмoбильнoгo прикуривaтeля.

Сeтeвoe зaряднoe устрoйствo Gmini GM-WC-005QC

Нa oфициaльнoм сaйтe мoдeль xaрaктeризуeтся кaк зaряднoe устрoйствo с чeтырьмя USB-выxoдaми Smart Charge и oдним выxoдoм Quick Charge 3.0.

Xaрaктeристики, внeшний вид, кoмплeктaция

Вoт списoк зaявлeнныx прoизвoдитeлeм пaрaмeтрoв:

Вxoд
100—240 В, 50/60 Гц
Выxoды
5 В, суммaрнo дo 9,4 A
Мaксимaльный тoк Smart Charge
нe бoлee 2,4 A нa кaждый, суммaрнo дo 6,4 A
Выxoдныe пaрaмeтры Quick Charge 3.0
3,6—6,5 В / 3 A
6,5—9,0 В / 2 A
9,0—12 В / 1 A
Рaзмeры
94×58×27 мм
Вeс: устрoйствa с кaбeлeм
кoмплeктa в упaкoвкe
215 г
260 г
Срeдняя цeнa

Рoзничныe прeдлoжeния

Oписaниe нa сaйтe прoизвoдитeля

ЗУ выпoлнeнo в видe брускa мoлoчнo-бeлoгo цвeтa, нa oднoм тoрцe кoтoрoгo нaxoдится гнeздo для пoдключeния к питaющeй сeти, нa прoтивoпoлoжнoм — чeтырe рaзъeмa USB с пoддeржкoй Smart Charge (PowerIQ, eсли вeрить нaдписи вoзлe ниx), дaлee для крaткoсти мы будeм oбoзнaчaть иx SC, и oдин Quick Charge 3.0, в дaльнeйшeм QC. Зaзoр мeжду рaзъeмaми 5 мм.

Никaкoй индикaции пoдключeния к сeти пeрeмeннoгo тoкa нeт, и этo, пoжaлуй, мoжнo oтнeсти к нeдoстaткaм.

Кoмплeктaция нeбoгaтaя: сaмo ЗУ и кaбeль для пoдключeния к сeти пeрeмeннoгo тoкa длинoй 1,45 м — пoдрaзумeвaeтся, чтo гaджeты будут пoдключaться иx сoбствeнными кaбeлями. Всё этo упaкoвaнo в кoрoбку, тыльнaя стoрoнa кoтoрoй сoдeржит крaткoe oписaниe нa русскoм языкe; ee рaсцвeткa oтличaeтся oт другиx пoпaвшиx к нaм oбрaзцoв: нe гoлубaя с сeрым, a пoчти цeликoм сeрaя, исключaя лишь нaдписи и изoбрaжeниe устрoйствa.

Пeчaтнoй инструкции нeт, нo вся нaибoлee важная информация написана на коробке. К сожалению не описаны некоторые существенные особенности модели, которые будут рассмотрены в данном обзоре.

Параметры для приведенной выше таблицы мы взяли с официального сайта и с обозначений на корпусе ЗУ, а вес и размеры измерены нами. Диапазон рабочих температур нигде не указан.

Немного теории

Smart Charge — это не зарегистрированная торговая марка для какого-то алгоритма, а общее название для разных реализаций технологии быстрой зарядки (PowerIQ, VoltIQ). Как известно, мобильные гаджеты разных производителей могут потреблять от зарядных устройств с USB-коннектором токи в достаточно широком диапазоне, от десятков и сотен миллиампер до двух и более ампер. Но возможности конкретного порта могут быть ограниченными: так, порт USB 2.0 настольного компьютера не рассчитан на токи более 500 мА, поэтому нужны некоторые механизмы, которые, с одной стороны, не дадут гаджету перегрузить порт, а с другой — позволят получить от конкретного порта максимум возможного.

Таким механизмом для гаджетов и их зарядных устройств может быть «опознавание свой-чужой», когда задание предельного тока происходит с использованием линий DATA порта USB, причем «пароль» отличается у разных производителей. Это могут быть либо потенциалы, подаваемые от линий питания на D+ и D− с помощью резистивных делителей, либо резисторы определенного номинала, включенные между контактами, либо простое замыкание линий DATA, а также сочетание этих способов.

Это накладывает соответствующие требования и на ЗУ, и на гаджет, то есть заставляют владельца мобильного устройства пользоваться только «фирменными» адаптерами: их цена достаточно высока, но они обеспечивают минимальное время заряда в сравнении с обычными пятивольтовыми зарядными устройствами.

Если же ЗУ не опознано, как «родное», то потребляемый от него гаджетом ток будет ограничен каким-то значением, существенно отличным от заявленного максимума, поэтому время зарядки будет большим, что создает значительные неудобства, особенно владельцам нескольких мобильных устройств разных производителей со своими методами опознавания у каждого.

Естественно, производители универсальных зарядных устройств — сетевых, автомобильных, пауэрбанков — не могли не откликнуться на потребности рынка, что и привело к появлению «умных» (smart) адаптеров, обеспечивающих максимальный ток для самых разных гаджетов. Алгоритм их работы сводится к следующему: сначала производится перебор различных систем опознавания с запоминанием значений тока, затем выбирается вариант, при котором ток получается максимальным.

Конечно, подробности методик не раскрываются, больше того: производители конкретного smart-ЗУ порой не уточняют даже зарегистрированное название технологии — именно так происходит с Gmini GM-WC-005QC, для четырех выходов которого в описании указано просто «Smart Charge» и предельный суммарный ток (правда, на корпусе возле разъемов всё же написано Power IQ). Но главная неприятность в другом: никогда нельзя быть уверенным, что каждый из ваших гаджетов при подключении к такому устройству будет заряжаться максимально возможным током.

Алгоритмы QC (Quick Charge, разработка Qualcomm) — это уже совсем другая история. Ток, передаваемый из ЗУ в гаджет, нельзя наращивать бесконечно: ограничения накладывают и сечение проводов соединительного кабеля, и геометрия контактов в разъемах. Но ведь заряд батареи определяется запасенной в ней энергией, а энергия — это не только ток, но и напряжение. Поэтому ускорить процесс можно увеличением напряжения, именно это и используется в QC разных версий: для заряда может использоваться напряжение до 20 В, что при токах до 3 и даже 5 ампер позволяет передавать мощности до 60—100 Вт.

Это потребует, чтобы и ЗУ, и подключаемое к нему мобильное устройство, и даже соединительный кабель соответствовали данной технологии и могли «договориться» насчет пределов по току и напряжению.

Вернемся к зарядному устройству Gmini GM-WC-005QC.

Тестирование

Тестирование мы начали с выхода Quick Charge, и сразу нас постигло разочарование: заявленный режим 3.0 не поддерживается — во всяком случае, используемый нами триггер, опробованный на других устройствах с поддержкой QC 3.0, для изделия Gmini задать такой режим не смог, доступен был лишь режим QC 2.0.

Дополнительно мы опробовали два пауэрбанка, для которых был заявлен режим QC 3.0, подключая их штатными кабелями и предварительно разрядив до отключения по исчерпанию заряда.

Внешний аккумулятор Xiaomi от выхода QC попросту не заряжался — напряжение на этом разъеме адаптера в быстром темпе прыгало от 0 до 5 вольт, индикатор пауэрбанка мигал не равномерно, как при нормальной зарядке, а в рваном ритме, и так в течение долгого времени. Средний ток заряда фактически был нулевым.

Модель Tronsmart всё же перевела выход QC адаптера Gmini в 12-вольтовый режим, ток в начале составил 1,15 А. При подключении к выходу SC начальный ток был 1,4 А.

Чтобы исключить особенности пауэрбанков, мы подключили их к другому ЗУ, поддерживающему QC 2.0/3.0. Обе модели вели себя одинаково и ожидаемо: выход адаптера переключился в 12-вольтовый режим, ток заряда начинался с 1,4–1,5 А.

Таким образом, с реализацией технологии Quick Charge в Gmini GM-WC-005QC, мягко говоря, не всё гладко.

Переходим к Smart Charge.

У каждого из четырех этих USB-выходов линии DATA замкнуты, статически на них подаются потенциалы, равные половине напряжения VCC. Отследить поведение в динамике мы не можем, поэтому имеет ли это отношение к обозначенной на корпусе технологии PowerIQ — вопрос отдельный, но выходы действительно могут отдавать значительные токи, вот только не факт, что ток будет оптимальным для вашего конкретного гаджета, особенно если это устройство от Apple.

Прозвонка показала, что выходы всё же независимые, они не подключены параллельно, как порой бывает в недорогих устройствах. В данном случае линии GND разъемов Smart Charge объединены, но VCC у каждого своя, что подтвердилось и другим замером: при одновременном подключении разных нагрузок к разным выходам напряжения на них отличались, причем не на сотые доли вольта — на погрешность измерения не спишешь.

Во время тестирования мы использовали электронные эквиваленты нагрузки Unicorn SL-300, позволяющие с высокой точностью задавать ток и контролировать напряжение.

Каждый этап тестирования проводился длительное время, не менее 30 минут (если, конечно, защита не срабатывала раньше), затем был перерыв для остывания. Полученные результаты сведены в таблицу.

Ток
Состояние устройства
Выход Quick Charge, режим QC 2.0 5 В, Uхх = 5,1 В
3,0 А
сначала 4,9 В, по мере нагрева за 15–20 минут снижается до 4,75 В, за час до 4,7 В, нагрев на 27–28 °C
3,5 А
сначала 4,9 В, за 30 минут снизилось до 4,75 В, нагрев на 28–29 °C
3,75 А
сначала 4,75 В, за две минуты падает ниже 4 В, отключили сами
3,8 А
в первый момент 4,7 В, но за несколько секунд сильно падает и отключается
3,9 А
сразу срабатывает защита, восстановление после снятия нагрузки
Выход Quick Charge, режим QC 2.0 9 В, Uхх = 9,2 В
2,5 А
8,7 В стабильно, за 30 минут нагрев на 21–22 °C
2,8 А
8,7 В стабильно, за 30 минут нагрев на 24–25 °C
3,1 А
8,6 В стабильно, за 30 минут нагрев на 30–32 °C
3,5 А
8,6 В, защита не сработала за 1 минуту
3,8 А
сразу падает ниже 3 В, защита за 1 минуту не сработала
4,0 А
защита сразу
Выход Quick Charge, режим QC 2.0 12 В, Uхх = 12,2–12,4 В *
2,0 А
11,9 В стабильно, за 30 минут нагрев на 20–21 °C
2,6 А
11,9 В стабильно, за 30 минут нагрев на 26–27 °C
3,3 А
11,9 В стабильно, за 30 минут нагрев на 29–30 °C
3,6 А
11,7 В стабильно, за 30 минут нагрев на 42–43 °C
3,8 А
защита через 1–2 с
Выходы Smart Charge, Uхх = 5,2 В
Один: 4,0 А
4,8 В стабильно, за 30 минут нагрев на 29–30 °C
Три: 4,0 + 2,0 + 1,9 А
4,8 + 5,1 + 5,1 В стабильно, за 30 минут нагрев на 41–43 °C (очень сильный), но защита не срабатывает

*В этом режиме напряжение холостого хода могло колебаться в указанных пределах, в прочих режимах отклонения были на уровне погрешности измерений.

Напряжение на любом из выходов SC не выходит за 4,75-вольтовую границу даже при токах 5,5–6,0 А, но сами коннекторы USB на такие токи не рассчитаны, поэтому долговременных проверок в таких режимах мы не делали, ограничившись подключением на 25–30 секунд. Срабатывания защиты не было.

Замечена такая особенность: если к выходам SC подключена значительная нагрузка (в нашем случае 2,9 А и более), то порт QC отключается. Если же на выходе QC уже есть хоть какая-то нагрузка (достаточно 50 мА), либо с помощью триггера для него задать режим QC 2.0 на 9 или 12 В, то он отключаться не будет.

Заключительный этап — опробуем подключение нагрузок, близких к заявленному максимуму и даже превышающих его, одновременно к выходу QC и одному или нескольким SC.

Сначала меняем режимы для QC при неизменном состоянии на SC (время каждого теста 5 минут):

Smart Charge, один порт
Quick Charge, установка для QC 2.0:
5 В
9 В
12 В
Ток
Напряжение
Ток
Напряжение
Ток
Напряжение
Ток
Напряжение
5,0 А
4,75 В
2,8 А
4,75 В
3,0 А
8,8 В
2,0 А
11,9 В

Теперь наоборот: на QC режим и нагрузка фиксированные, задаем токи на трех выходах SC:

Quick Charge, установка 5 В
Smart Charge, задействованы три порта:
Ток
Напряжение
Ток 1
Напряжение 1
Ток 2
Напряжение 2
Ток 3
Напряжение 3
3,0 А
4,75 В
3,0 А
4,8 В
2,0 А
5,1 В
1,9 А
5,1 В

Данный тест продолжался 30 минут, а суммарный ток составил 9,9 А, что на 5% выше заявленного максимума. Выходные напряжения были стабильными, но нагрев к концу оказался очень сильным: на 40–42 °C выше температуры в помещении.

Таким образом, зарядное устройство в плане нагрузок с запасом соответствует заявленным значениям и даже может выдерживать длительные перегрузки без снижения напряжений на выходах. Защита от перегрузки есть, но вот работу защиты от перегрева мы увидеть не смогли.

Сетевое зарядное устройство Gmini GM-WC-0123–4USB

Это ЗУ имеет четыре USB-выхода.

Характеристики, комплектация, внешний вид, внутреннее устройство

Вот список заявленных производителем параметров:

Вход
100—240 В, 47—63 Гц
Выходы
5 В, суммарно до 4 А
Максимальный ток каждого выхода
2 А
Размеры
75×52×28 мм без учета вилки
Вес: устройства
комплекта в упаковке
75 г
135 г
Диапазон рабочих температур
от 0 до +35 °C
Температуры хранения
от −10 до +45 °C
Средняя цена

Розничные предложения

Описание на сайте производителя

Здесь и далее: информация взята с официального сайта, из печатных материалов и обозначений на корпусе, а вес и размеры измерены нами.

В комплекте только само ЗУ и инструкция на четырех языках (без русского). Упаковка довольно большая, сделана в серо-голубых тонах и в общем для изделий Gmini стиле, она содержит краткие сведения на русском языке.

Внешне зарядное устройство напоминает немного вытянутый и слегка расширяющийся к верхней части брусок молочно-белого цвета, на одной из широких сторон которого имеется вилка CEE 7/16 (Europlug), позволяющая надежно и безопасно подключать устройство к самым разным розеткам. Вилка смещена к одному краю, а на торце с другого края расположены четыре выхода USB.

Зазор между портами по горизонтали пять миллиметров, а по вертикали всего три; всё это делает не слишком удобным подключение нескольких кабелей и особенно последующее отключение одного из них: за корпус кабельного USB-разъема ухватиться получается не всегда, приходится вытягивать кабель «за хвост», что может привести к его повреждению.

Заметим еще, что расположение и ориентация вилки могут создать неудобства при подключении к некоторым типам многоместных удлинителей или розеток. Оптимальной конфигурация является только когда контакты в розетках расположены в линию, в этом случае можно будет оперировать с подключенными в соседние места кабелями или небольшими адаптерами. Если же контакты расположены перпендикулярно или под углом, то определенные неудобства практически гарантированы.

На верхней плоскости устройства есть четыре индикатора, по числу выходов. Без нагрузок они синим свечением свидетельствуют о подключении к сети переменного тока. При наличии нагрузки на каком-то из выходов в соответствующем ему индикаторе дополнительно загорается красный светодиод (общее свечение получается ближе к фиолетовому), но лишь если ток составляет 200 мА и более.

Для ЗУ заявлено наличие фильтра импульсных помех Surge Protection, защиты от короткого замыкания и почему-то от перезаряда (Over-Charge), хотя за зарядом аккумуляторов в подключаемых гаджетах следят встроенные в них контроллеры. Зато про защиту от перегрузки и перегрева не говорится.

Назначение выходов отличается. На корпусе самого устройства есть пояснительные надписи, но хотелось бы, чтобы они были поярче.

Итак: два нижних порта обозначены как «Standart», верхние — «iPad&iPhone» и «Galaxy». Прозвонка показала, что линии питания всех четырех разъемов соединены параллельно, а отличие в контактах DATA: у нижних портов они просто замкнуты, у «iPad&iPhone» на D+ и D− подаются разные напряжения, а у «Galaxy» потенциал подается на объединенные D+ и D−, что теоретически соответствует опознанию «своих зарядок» для некоторых устройств Apple и Samsung, чтобы заряжать их оптимальным током.

Это единственный из попавших к нам образцов, корпус которого можно безболезненно вскрыть: две его половинки соединяются четырьмя саморезами.

Монтаж можно оценить максимум на «четыре с минусом»: неровно установленные компоненты, наплывы излишнего припоя, неотмытый флюс. Но более неприятным является отсутствие элементов заявленной защиты Surge Protection, от КЗ защищает плавкий предохранитель, распаянный во входной цепи. На плате можно разглядеть микросхемы ШИМ CR5228 и четырехканального компаратора LM339.

Тестирование

Сначала мы попробовали, есть ли практический эффект от дифференциации выходов. Samsung Galaxy у нас под рукой не было, из Apple нашлись только iPhone SE и iPad mini (более свежих в числе доступных тоже не оказалось). При подключении к разъему «iPad&iPhone» каждый из них заряжался, потребляя ток 0,8–0,9 А, но то же самое наблюдалось и с выходом «Standart». Можно сделать лишь такой вывод: для данных моделей разницы нет, но это не исключает, что другие устройства Apple всё же «почувствуют» отличие между выходами и будут заряжаться повышенным током.

Выходное напряжение без нагрузок 5,2 В.

Сначала проверим работу при наличии единственной нагрузки. Уже при заявленном максимуме в 2,0 А выходное напряжение составляет 4,75 В, то есть вот-вот выйдет за определяемый спецификацией USB нижний предел, что мы и видим при дальнейшем повышении тока: при 2,3 А на выходе 4,7 В, при 2,5 А — 4,6 В, в последнем случае нагрев за 20 минут составил 31–32 °C. Правда, указанные напряжения выходят за рамки обозначенного рабочего диапазона нагрузок, да к тому же не снижаются при длительном подключении указанной нагрузки.

Теперь нагружаем два выхода, результаты в таблице.

Ток
Состояние устройства
2×1,9 А и более
сразу срабатывает защита, возврат в рабочее состояние после снятия нагрузки
2×1,8 А
сначала 4,0 В, быстро снижается, через 20–25 с автоматическое отключение
2×1,75 А
сначала 4,9 В, быстро снижается, через 30–40 с ниже 4 В, отключили сами
2×1,65 А
4,9 В, быстрый и сильный нагрев: за 10 минут на 44–45 °C, отключили сами
2×1,5 А
4,9 В стабильно, нагрев за 28 минут на 46–48 °C, сработала защита
2×1,4 А
4,9 В стабильно, нагрев за 30 минут на 42–43 °C, в последующие 15 минут почти не менялся; тест завершили

Самая нагревающаяся область находится в середине корпуса.

В первом и втором случаях явно работала защита от перегрузки — за короткое время устройство попросту не могло сильно нагреться, а пятая строчка свидетельствует о защите от перегрева. То есть два этих защитных механизма присутствуют и работают.

Последнюю строчку таблицы вполне можно принять за нормальный режим.

Может возникнуть вопрос: почему при суммарном токе по двум выходам в 2,8–3,0 А напряжения на них выше, чем при существенно меньшем токе 2,0–2,3 А на одном из них? Ответ будет понятен, если вспомнить про падение напряжения на соединительных проводах или печатных дорожках и переходном сопротивлении контактов разъема. Поэтому вряд ли ситуация поменяется существенно, если подключать нагрузки не к двум, а к трем или четырем выходам (конечно, без значительного превышения суммарного тока).

Таким образом, если учитывать допускаемую спецификацией USB нижнюю границу в 4,75 В, то зарядное устройство при использовании только одного выхода дотягивает до заявленных 2 А на пределе возможностей. Но реальные гаджеты обычно могут нормально заряжаться и работать при напряжениях и чуть ниже этого предела (4,6–4,7 В, порой даже 4,4–4,5 В), то есть для данного ЗУ при токах порядка 2,3–2,5 А, поэтому можно считать, что для единственной нагрузки проблем в подавляющем большинстве случаев не будет: перегрузочная способность налицо, ее вполне достаточно для практических применений.

При наличии нескольких нагрузок ситуация хуже: без критического снижения напряжения или перегрева ЗУ способно длительно выдавать суммарный ток лишь менее 3 А (кратковременно до 3,3–3,5 А) вместо заявленных 4 А. В противном случае устройство очень сильно нагревается, хорошо еще, что срабатывает соответствующая защита.

Но надо учесть, что в нашей лаборатории температура не превышала 24 градуса, а заявленный диапазон рабочих температур простирается до 35 °C, то есть в жаркое время года перегрев с последующим отключением может наступить быстрее. И если нет желания следить за температурой, токами и т. п., чем ни один пользователь заморачиваться не будет, то четыре выхода устройства можно использовать максимум для двух гаджетов с заявленным потреблением в один ампер у каждого (как показывает практика, они вполне могут потреблять и немного побольше, причем не минуту-другую), к оставшимся же двум портам будет безопасно подключать лишь какую-нибудь мелочь типа беспроводной гарнитуры.

Набор USB-зарядных устройств Gmini GM-MC-001–2USB

Набор состоит из сетевого и автомобильного зарядных устройств.

Для тех, кому не требуется подключаться к бортсети автомобиля, предназначено сетевое зарядное устройство Gmini GM-WC-068–2USB — точно такое же, как и в рассматриваемом комплекте. Его цена на сайте производителя — 249 рублей.

Характеристики, комплектация
Сетевое ЗУ
Вход
100—240 В, 47—63 Гц
Выходы
два USB 5 В, 2,1 А
Размеры
51×37×22 мм без учета контактов вилки
Вес устройства
30 г
Диапазон рабочих температур
от 0 до +35 °C
Температуры хранения
от −10 до +45 °C
Автомобильное ЗУ
Вход
12—24 В постоянного тока
Выходы
два USB 5 В, 2,1 А
Размеры (максимальные)
∅40×73 мм
Вес устройства
20 г
Диапазон рабочих температур
от 0 до +35 °C
Температуры хранения
от −10 до +45 °C
Набор
Вес набора в упаковке
130 г
Средняя цена

Розничные предложения

Описание на сайте производителя

Упаковка в общем для большинства изделий Gmini стиле (голубая с серым), в комплекте кабель длиной 95 см — плоский, очень мягкий и аккуратный, белого цвета, скреплен не проволочной скруткой, а белой резинкой, которую можно использовать много раз.

Разъемы кабеля тоже довольно интересные, даже вилка USB A (m) имеет корпус под серебристый металл. На другом конце «бутерброд» из вилки Micro-USB и надевающегося на нее переходника с разъемом Lightning, соединенных гибким поводком, который не даст переходнику потеряться. Их корпуса тоже оформлены под металл.

Мы подключили сетевое ЗУ с переходником к устройствам Apple iPhone SE и iPad mini, попробовали — заряжаются током около 0,9 А.

В комплекте есть инструкция, нам она почему-то досталась без русского языка, лишь надписи на коробке сделаны по-русски.

Сетевое ЗУ

Внешний вид

Миниатюрный корпус из молочно-белого пластика на нижнем торце оснащен вилкой CEE 7/16 (Europlug). На прилегающей боковой поверхности находятся два разъема USB, зазор между которыми всего 3,5 мм. Особо критичным это назвать нельзя — гаджеты всё равно будут подключаться кабелями, но столь малое расстояние между портами порой делает подключение не очень удобным.

Хуже другое: боковое расположение разъемов делает невозможной работу с адаптером, подключенным к некоторым типам удлинителей и многоместных розеток, у которых контакты расположены в линию, а не перпендикулярно или под углом, особенно если в соседние места подключены кабели или какие-то устройства.

Для выходов заявлено »5V 2A» (так обозначено на корпусе, а на сайте и в инструкции указано 2,1 А). Как часто бывает, остается непонятным: это суммарный предельный ток для обоих выходов или для каждого по отдельности; придется проверять на практике.

Тестирование

Простейшая проверка — прозвонка. Она показала: оба разъема по питанию включены параллельно, контакты DATA в нижнем (ближнем к сетевой розетке) гнезде замкнуты, в верхнем — нет, то есть подключать устройства с заявленным потреблением ближе к 2 А лучше к нижнему порту: больше вероятность, что они будут заряжаться максимальным током. Жаль, что соответствующих указаний или обозначений не имеется.

Выходное напряжение без нагрузки 5,1 В.

Результаты с разными нагрузками, подключаемыми к одному выходу, приведены в таблице.

Ток
Состояние устройства
2,2 А и более
сразу срабатывает защита, возврат в рабочее состояние после снятия нагрузки
2,1 А
сначала 4,9 В, за 18 минут нагрелся на 34–35 °C, сработала защита — выходы отключились, раздался тихий попискивающий звук
2,0 А
5,0 В стабильно, за 30 минут нагрелся на 32–33 °C, отключения нет
1,5 А
5,1 В стабильно, за 30 минут нагрелся на 24–25 °C

Итак: защита есть — и от перегрузки, и от перегрева. Вот только перегрузочная способность адаптера фактически нулевая, даже если принимать во внимание обозначение на корпусе, а не из других источников.

Автомобильное ЗУ

Внешний вид

Элегантного вида адаптер для бортсети имеет форму грибка белого цвета, на выступающей из гнезда прикуривателя «шляпке» которого находятся два выхода USB, а сама «шляпка» имеет окантовку под хром.

Порты имеют неяркую подсветку синего цвета (правда, в основном она освещает лишь один из них). Подключены они по тому же принципу, что и у сетевого ЗУ: по питанию соединены параллельно, линии DATA в одном замкнуты, в другом разомкнуты. Вот только с обозначениями, нанесенными возле портов, явно произошла путаница: в помеченном »2 А» выходе контакты DATA не замкнуты, это сделано для помеченного »1 А», хотя должно быть наоборот.

Немного о геометрии той части адаптера, которая должна входить в соответствующий автомобильный разъем. Диаметр пластикового корпуса в этом месте 19,7 мм, боковые контакты в свободном состоянии увеличивают его на 4 мм; через 1,5 сантиметра после этих контактов корпус начинает расширяться, но это вряд ли помешает установке даже в достаточно глубокое гнездо. Расстояние от кончика центрального контакта до середины боковых 25 мм.

Согласно спецификации, адаптер может использоваться как в 12-, так и в 24-вольтовой бортсети. Но эти цифры условные, на выходе генератора легкового автомобиля в нормальном режиме должно быть 14–14,5 В, грузового 28–29 В, нижний же предел находится в районе 12 В — двигатель легкового автомобиля не работает, но включены разные потребители (например, габариты и ближний свет).

А вот насчет работы с значительными нагрузками возникают сомнения. В столь широком диапазоне входных напряжений и рассеиваемая адаптером в виде тепла мощность должна заметно меняться, а ведь это весьма миниатюрное устройство. Правда, у него есть теплоотвод к гнезду бортсети через небольшой площади металлические контакты и, возможно, часть пластикового корпуса.

Чтобы эксперимент был ближе к реальности, для подключения используем такое гнездо с внутренним диаметром 21,3 мм и глубиной 40 мм, адаптер в нем сидит очень плотно:

Тестирование

Сначала проверяем на холостом ходу: выходное напряжение равно 5 В при изменении входного от 11 до 30 В.

Каждый из последующих этапов, уже под нагрузкой, длится не менее 30 минут, потом устройство остывает до комнатной температуры. Ток задавали в соответствии с указанной в инструкции и на сайте величиной.

Напряжение на входе
Ток
Состояние устройства
14,3–14,4 В
2,1 А
4,9 В стабильно, за 30 минут нагрев на 22–24 °C
28,4–28,5 В
2,1 А
сначала 4,9 В, за 30 минут снизилось до 4,8 В, нагрев на 29–31 °C, за последующие 10 минут состояние практически не изменилось

Для справки: самая горячая часть — у «шляпки», то есть у выходящей из гнезда прикуривателя части устройства.

Адаптер отработал вполне достойно, поэтому переходим к более сложному тесту: для 24-вольтовой бортсети задаем нагрузку на 10% выше заявленного максимума.

Напряжение на входе
Ток
Состояние устройства
28,4–28,5 В
2,3 А
сначала 4,9 В, за 30 минут снизилось до 4,8 В, нагрев на 31–32 °C, за последующие 10 минут состояние практически не изменилось

Итак, критический перегрев в обозначенных условиях так и не наступил, поэтому наличие защиты от него мы проверить не смогли — попросту не рискнули продолжать «издевательства» над адаптером.

Но всё же удостоверимся в наличии или отсутствии защиты от перегрузок: в доступных описаниях (в печатной инструкции и на сайте) о любого рода защите не сказано ни слова.

На вход подавалось напряжение 14,4 В, контроль в течение 3 минут.

Ток
Состояние устройства
2,5 А
4,9 В стабильно
2,7 А
4,9 В стабильно
2,9 А
сначала 4,9 В, через минуту медленное снижение, через 2 минуты до 4,75 В, отключение через 2:50, восстановление после снятия нагрузки
3,0 А
сначала 4,8 В, затем снижается, через 10–11 с отключение (но не по перегреву: за столь короткое время нагреться адаптер не мог)

Вывод: и защита от перегрузки присутствует, и перегрузочная способность у адаптера немалая — в течение короткого времени (минимум 3 минуты) он вполне может выдержать превышение на 25%-30% над заявленным максимумом.

Но надо отметить: в салоне автомобиля, и особенно в кабине грузовика (именно в таких машинах используется 24-вольтовая сеть, а вот кондиционеры в них бывают далеко не всегда), температура вполне может подойти к верхней границе заявленного рабочего диапазона, и тогда поведение адаптера может быть другим, не исключая и критический перегрев.

Не будем забывать и о диапазоне температур хранения: после длительной стоянки температура внутри автомобиля вполне может быть и ниже (зимой), и выше (солнечным летним днем), поэтому не следует оставлять адаптер в бардачке.

Итог

Рассмотренные в предыдущих обзорах изделия Gmini произвели впечатление пусть и не отменного, но вполне добротного товара. А из «героев» нынешнего тестирования это сказать можно разве что про набор GM-MC-001–2USB, да и то с оговорками, главные из которых — входящее в его состав сетевое ЗУ практически не допускает перегрузки (срабатывает защита), а для автомобильного адаптера есть обоснованные сомнения относительно поведения в условиях повышенной температуры внутри салона или кабины автомобиля: даже в гораздо более комфортных условиях лаборатории и без превышения заявленного максимума по току он нагревается очень сильно.

Остальные два (GM-WC-005QC и GM-WC-0123–4USB) успешно пережили наши эксперименты, причем некоторые этапы даже вполне достойно.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.