Стaльнoй сaммит G20, сoстoявшийся нa министeрскoм урoвнe 30 нoября в Бeрлинe, в цeлoм закончился без особых результатов.
Как отметила министр экономики Германии Бригитте Циприс, выполнявшая роль "хозяйки" на этой встрече, странам-участницам удалось только согласиться с необходимостью отказа от субсидий, нарушающих функционирование рыночного механизма, и договориться об улучшении обмена информацией в части ликвидации избыточных мощностей в мировой металлургической промышленности.
В то же время, по словам американского представителя Джеймисона Грира, на форуме не были раскрыты причины, вызвавшие перепроизводство стали, не было получено полной информации о практиках, нарушающих свободную рыночную торговлю, и не предложен механизм по сбору и систематизации таких данных.
Саммит в очередной раз продемонстрировал коренные противоречия между позициями США и Китая. Американские представители по-прежнему настаивают, чтобы Китай продолжал закрывать избыточные сталелитейные предприятия и отказался от любых форм поддержки государственных компаний.
Хотя в текущем году поставки китайской стальной продукции в США резко сократились из-за введенных американцами антидемпинговых пошлин, США заявляют, что Китай по-прежнему оказывает негативное влияние на национальных производителей стали, так как экспорт дешевой стальной продукции из этой страны сбивает цены на мировом рынке и снижает прибыльность компаний металлургической отрасли.
Однако помощник министра торговли КНР Ли Чэнган напомнил, что в последние годы Китай как раз принял реальные и достаточно болезненные меры по ликвидации перепроизводства. По его словам, с января 2016 г. в стране были выведены из эксплуатации легальные мощности по выплавке 100 млн тонн стали в год и нелегальные на 120 млн тонн. Это потребовало решения проблем с трудоустройством десятков тысяч сотрудников этих предприятий.
По его словам, недопустимо, когда Китай сокращает свои мощности и несет издержки, тогда как страны остального мира только наблюдают за этим процессом, не спеша принять в нем участие.
Согласно западным источникам в настоящее время объем избыточных мощностей по производству стали в мировом масштабе достигает 730 млн тонн в год, из которых половина приходится на Китай. При этом максимально допустимым объемом называются 400 млн тонн в год.
Таким образом, проблема избыточных мощностей в мировой металлургической отрасли пока не имеет общего решения из-за принципиальной разницы в подходах. По мнению некоторых наблюдателей, это повышает вероятность введения всеобъемлющих ограничений на импорт стали в США.
Во всяком случае, Министерство торговли США, в апреле 2017 г. начавшее расследование по влиянию импорта стальной продукции на национальную безопасность страны согласно ст.232 национального торгового законодательства, не позже середины января должно предоставить президенту его результаты. А президент должен затем в 90-дневный срок принять решение о введении ограничений или отказе от них.
МинПром