Дeвeлoпeр Aльбинa Лaнинa двa гoдa нaзaд уexaлa в Индoнeзию стрoить oтeли и специально для Яндекс.Денег записала свои впечатления о местном банковском обслуживании.
Открытие счёта
В большинстве банков для открытия счёта нужно прийти в отделение. Сделать это можно только в будни в первой половине дня, в выходные банки закрыты. У крупных банков отделений много, но очереди будут почти везде. Лайфхак: отделения внутри бизнес-центров обычно пустые, а если вдруг очередь — можно скоротать ожидание в массажном кресле (массаж тут на каждом шагу, это норма жизни).
Само открытие счета — это 10 минут и 1 анкета. Из документов нужен только паспорт или местный ID (KTP для индонезийских граждан и KITAS для иностранцев). Для открытия счёта нужно положить на него наличные, в зависимости от банка и статуса счёта: от 50 тыс. до 5 млн рупий (от 200₽ до 20 000₽). Деньги потом можно сразу же снять.
К сберегательному счёту выдают банковскую книжку, вроде российской «сберкнижки»: в ней записываются операции с вкладом. Книжку просят бережно хранить и всегда брать с собой в банк. Из весёлого: книжка меньшего размера («помещается в карман»!) предлагается как один из бонусов дорогого премиального счёта.
Проценты на остаток (около 5–6% в год) по умолчанию не начисляют — для этого нужно подать отдельное заявление.
Карты
К счёту можно сразу получить бесплатную неименную карту: она работает только для снятия наличных и покупок в офлайне. Самая простая именная тоже бесплатная, но её надо ждать 1–2 недели и забирать в отделении. Выпуск кредитки потребует больше времени и документов: справки о налогах и доходах. Годовое обслуживание стандартной карты стоит около 180 000 рупий (~680 рублей).
Смс-уведомления об операциях есть не во всех банках, а если есть — то платные (~2₽ за сообщение), и работают только для абонентов нескольких основных операторов.
Кэшбэк чаще всего предлагают по кредиткам: в супермаркетах, торговых центрах, на заправках это самый распространённый вид скидок.
Карты с бесконтактной оплатой — большая редкость, я бы сказала их почти нет, и мало где можно ими расплатиться.
Интернет-банк
Интернет-банк и мобильное приложение есть, но отдают каменным веком — в них доступны только основные функции: проверить баланс, перевести деньги, пополнить телефон. Небольшие банки конкурируют за клиентов именно за счёт улучшения мобильных приложений.
Чтобы подключить интернет-банк, нужно подать отдельное заявление в банке и пройти 20-минутное обучение, как пользоваться интернет-банком. Пользоваться неудобно: много уровней безопасности с кодами (нужно будет купить токен за 10000 рупий), ключевыми словами и прочим — я их быстро забыла, и пользоваться интернет-банком перестала.
Платежи и переводы
Простой перевод денег на другой счет — это несколько операций. Сначала надо сохранить все данные получателя, даже если вы платите ему один раз в жизни: это реквизиты и полное имя. Ах да, в Индонезии нет фамилий, а «полное» имя может состоять из трёх и больше имён, а может из одного. Только потом можно отправить деньги, выбрав его из сохранённых получателей. На иностранный счёт отправить деньги можно только в отделении.
Автоплатежи в банках не очень распространены — гораздо больше сторонних сервисов, которые предлагают включить автосписание и перевод на мобильный или за коммунальные расходы.
Покупки
Большинство местных жителей, трудоустроенных официально, используют самую простую дебетовую карту, которой нельзя платить в интернете. Люди снимают наличные и расплачиваются ими.
При этом e-commerce активно развивается, поэтому появляется много стартапов для оплаты интернет-заказов наличными в ближайшем супермаркете, через электронные кошельки и терминалы.
Интернет-сервисов для повседневной жизни очень много: можно заказать массаж домой и в офис, заказать еду из ресторана — и заплатить картой онлайн.
В оффлайновых магазинах своя специфика: во всех сетевых магазинах карты принимают по умолчанию, но обычно есть требование к минимальной сумме покупки: 50–100 тысяч рупий (~200–400₽). Если платите меньше — только наличные. В мелких магазинах часто с вас ещё возьмут 2–3% сверх чека за то, что платите картой.
Практически в любом магазине на кассе будет много терминалов: заплатить картами некоторых банков можно только в терминалах этих банков. Часто можно увидеть на кассе такую картину:
За те два года, что я здесь живу, видно, как быстро здесь происходят изменения — думаю, за 3—5 лет Индонезия догонит Россию по уровню банковского сервиса.
—
Присылайте ваши заметки о банках и платежах в других странах на yapomog@yamoney.ru