Ввeдeниe
В нaчaлe нoября сeгo гoдa кoмпaния IDC, извeстный aнaлитик IT-сфeры, выпустилa oтчeт, из кoтoрoгo слeдуeт, чтo с июля пo сeнтябрь 2017 гoдa в мирe былo рeaлизoвaнo на 5.4% меньше планшетных компьютеров, чем в прошлом году. Первое место традиционно занимает Apple, второе — Samsung, а третье — компания Amazon с долей рынка 10.9%. Давайте разберемся, что происходит на рынке планшетов и почему потребители не хотят покупать эти устройства.
Сразу хочу убрать из статистики компанию Amazon, и вот по какой причине: в линейке планшетов Amazon Fire tablets находятся модели ценой от 50$ до 150$, которые оптимизированы для использования с многочисленными сервисами Amazon. То есть, компания продает не столько сами устройства, сколько за их счет расширяет аудиторию своих цифровых сервисов. Ничего против такой модели бизнеса не скажешь — это грамотная политика, которая в купе с низкими ценами устройств позволяет Amazon-у входить в тройку лидеров по продажам планшетов.
Тем не менее, для рядового пользователя за пределами США, планшет — это прежде всего iPad или устройство китайского производителя, маркированное под местный бренд. И вот в обоих этих случаях, рост спроса закончился и началась стагнация.
Почему не идут планшеты? По той же причине, почему исчезли КПК — не выдерживают конкуренции со смартфонами.
Прежде всего, для чего вообще нужен планшет? Если убрать рекламные слоганы вроде тех, что планшет может заменить собой ноутбук, то это простая читалка книг и платформа для игрушек. Для чтения книг планшетники предлагают большой экран, а для игрушек — мощный процессор и емкий аккумулятор.
Однако, мощным процессором могут похвастаться большинство современных смартфонов, и данное преимущество планшетников уже теряется. Более того, рынок смартфонов значительно превышает рынок планшетов, а значит производители могут чаще обновлять модельный ряд устройств, выпуская новые и более мощные устройства да хоть раз в неделю. Фактически, если сегодня какой-то из планшетников показывает хорошую производительность по сравнению со смартфоном, то завтра он проиграет.
Вторая причина — это коммуникации. Если вы хотите использовать планшет не только для игр и чтения, но и для выхода в интернет, вам нужен доступ к сети. Легче всего обеспечить доступ в интернет, включив точку доступа на смартфоне и подключив планшет по Wi-Fi. То есть, смартфон у вас как бы уже подразумевается. Вариант, когда планшет имеет собственный 4g/lte модем, а пользователь использует для него отдельную SIM-карту, появился чуть ли не сразу после выхода первых планшетников, но тут же наткнулся на неготовность сотовых операторов представить легкие тарифы именно для планшетников. Они появились лишь позже, когда смартфон уже был в каждом кармане. Сотовые операторы постарались догнать уходящий поезд, но большинство пользователей решило: либо мы будем использовать Wi-Fi точку доступа на смартфоне, когда мы в пути, либо планшет потерпит без интернета. В крайнем случае, для проверки почты есть тот же самый смартфон.
Третья причина — это ноутбуки. Изначально производители планшетов обещали нам полную замену надоевших ноутбуков, но тактично промолчали, что для конкуренции с лэптопом вам нужна физическая клавиатура. Разумеется, рынок тут же наполнился компактными Bluetooth-клавиатурами всех размеров и мастей. Однако, производители сконцентрировались на переносных устройствах, которые годятся лишь для того, чтобы написать «Я дома, все хорошо», а для более-менее полноценной работы с текстами или таблицами, лучше иметь клавиатуру формата 11–13 дюймов, как у компактных ноутбуков. Более-менее интересные варианты чехлов со встроенными клавиатурами выпускаются адресно, к той или иной модели и не могут обеспечить требуемую универсальность.
Сам формат планшетника рассчитан на то, чтобы держать его в руках, а любые попытки сделать из него некое подобие настольного ПК требуют покупки аксессуаров — зарядных чехлов, подставок, самой клавиатуры. Если все это приобретается отдельно, то стоимость такого устройства сопоставима уже с недорогим Windows-ноутбуком.
Четвертая причина — это «еще одно устройство». Конечно, приятно придти на работу, достать из кармана новый гаджет и похвастаться перед коллегами очередной покупкой. Но новизна глянцевого покрытия сходит уже через неделю, а день за днем пользователь ощущает, что носит с собой еще одно устройство, которое надо заряжать, где-то хранить, доставать и класть обратно, а потом еще обновлять и смотреть, чего оно там пиликает или мигает светодиодиками. Чтобы пользоваться еще одним устройством, нужна какая-либо причина. То есть, нужно то, что вам не дает смартфон или персональный компьютер. Если такой причины нет, то планшет начинает все чаще забываться дома, разряжаться без должного к себе внимания, а потом и вообще впадает в категорию «я не помню, где он». Чем-то необходимым, чем-то особенным, что не могло бы дать другое устройство, планшетники не стали. В конкуренции с E-Ink книгами они не выдерживают по времени автономной работы и чтению на ярком солнце, в конкуренции со смартфонами — по удобству использования и ношения, в конкуренции с ноутбуками — по комфорту, возможностям и наличию программного обеспечения.
К чему это привело?
Итогом вышеназванных причин стало то, что многие бренды дарят своим покупателям планшетные компьютеры при покупке более дорогой техники, чтобы хоть как-то разнообразить свою маркетинговую программу. И если сотовым телефоном человек пользуется по несколько часов в день, то такой планшет используется в качестве прикроватного устройства, посмотреть «Немагию» перед сном, почитать новости, заглянуть в Facebook. Это привело к тому, что новый планшет пользователь покупает только в случае поломки или утери, поэтому выход новой модели планшета не вызывает того ажиотажа, что и выход нового мобильника. Очень мало пользователей горит желанием обновить свой еще работающий планшет и элементарно покупать к нему аксессуары вроде Powerbank-а или чехла. Именно потому, что планшетом пользуются гораздо реже, чем смартфоном и в большинстве случаев не в качестве мобильного устройства.
Альтернатива — Windows планшеты?
Все это поняли маркетологи из компании Microsoft, и окончательно адаптировав интерфейс Windows 10 под управление с помощью не только мышки и стилуса, но и пальцами, сделали крайне неожиданной для этой компании шаг — стали бесплатно раздавать лицензии на свою ОС для устройств с экраном менее 9 дюймов. Идея очень понравилась китайским производителям и с учётом постоянного развития мобильных процессоров Intel Atom сбылась мечта многих гигов — рынок наполнили планшеты на Windows. Изюминкой на торте стали модели со съёмными клавиатурами, которые были призваны конкурировать с обычными ноутбука.
Но и эти устройства с пассивным охлаждением, большим временем автономной работы и прочими достоинствами были вынуждены лишь занять небольшую нишу, не в состоянии оказать сильной конкуренции, а виной тому, что для ноутбука они слишком слабые, для планшетника — слишком громоздкие., но свою аудиторию они нашли и окончательно убедили многих, что если вы хотите мобильное устройство, то зачем вам какой-то там Android или iOS, каждая новая версия которой вызывает все больше нареканий? У вас есть Windows, вы выросли на Windows, и «десятка» оптимизирована под сенсорные экраны. «Уважаемый пользователь, вы походили-побродили от Linux-нетбуков до Android-планшетов и Chrome-OS ноутбуков, и вот мы снова рады, что вы возвращаетесь в среду Windows,» — ну разве не прелесть?
Однако, и эти устройства на данный момент стоит рассматривать исключительно как нишевые, скорее призванные той части пользователей, что задумались о планшетах, показать, что будущего там нет, и Windows-ноутбук они не заменят. Хотя, концепция очень хорошая, и компанию Microsoft можно похвалить за такой изящный ход в конкурентной борьбе.
Лучшая ниша для iOS и Android планшетов
Однако, у iOS и Android планшетов есть одна ниша, где они очень удачно нашли свое применение — это игрушка для детей. На устройство можно записать всю коллекцию «Маши и Медведя», смотреть «Валеру» на Youtube, устанавливать какие-либо простенькие игры и даже использовать девайс в качестве монитора в автомобильных подголовниках.
По этой причине, все уважающие себя производители планшетов уже выпустили специально адаптированные модели для детей, и на сегодня, как я думаю, это единственный шанс для планшетников не исчезнуть с лица IT-планеты, как когда-то исчезли КПК и GPS-навигаторы.
LIKE OFF
09/11.2017